Bashskaz.ru

Стародедовский ресурс

Гангамата Госвамини
Гангамата Госвамини
Gaṅgāmātā Gosvāminī IAST
Рождение:

начало XVIII века
Бенгалия

Смерть:

конец XVIII века
Пури, Орисса

Почитается:

в гаудия-вайшнавизме

День памяти:

21 июня (в 2010 году)
11 июня (в 2011 году)
31 мая (в 2012 году)

Гангама́та Госвами́ни (Gaṅgāmātā Gosvāminī IAST) — кришнаитская святая XVIII века родом из Бенгалии.[1]

Биография

Гангамата родилась в семье бенгальского раджи Нареши Нараяны, получив при рождении имя Шачи.[1] С детства, Шачи была погружена в изучение вайшнавских священных текстов.[1] Родители Шачи хотели выдать её замуж, но она воспротивилась этому.[1] После кончины своего отца Шачи стала править царством, но вскоре отреклась от него и отправилась в паломничество по святым местам в поисках истинного гуру.[1] Посетив в ходе паломничества священный город Пури в Ориссе и получив даршан божества Джаганнатха, Шачи отправилась во Вриндавану — самое священное место для преданных Кришны.[1] Во Вриндаване, Шачи встретила гаудия-вайшнавского гуру Харидасу Пандита и приняла его как своего духовного учителя.[1] Харидаса Пандит был учеником Ананты Ачарьи, который, в свою очередь, был учеником Гададхары Пандита — одного из ближайших сподвижников основоположника традиции гаудия-вайшнавизма Чайтаньи Махапрабху.[1]

Шачи поселилась во Вриндаване и отрёкшись от всех царских богатств и комфорта, поклонялась Кришне под руководством Харидасы Пандита.[1] Облачившись в лохмотья, она ходила от дома к дому, прося милостыню.[2] Жители Вриндаваны были поражены совершаемыми ею аскезами.[2] Описывается, что ослабевшая от аскетичной жизни Гангамата тем не менее всегда спала на песчаном берегу священной реки Ямуны, и ежедневно пробуждаясь до восхода солнца, мыла храм Говиндаджи.[2] Каждый день она была поглощена слушанием чтения священных текстов, созерцанием арати, проводимого для божества Говиндаджи и совершением парикрамы по местам игр Радхи-Кришны в окрестностях Вриндаваны.[2]

По совету своего гуру, она отправилась на Радха-кунду, где общалась с другой ученицей Харидасы Пандита — Лакшмиприйей.[2] Следуя примеру великого кришнаитского святого Харидасы Тхакура, Лакшмиприя ежедневно воспевала 300 000 имён Кришны (192 круга на джапа-мале).[2] Вместе, Шачи и Лакшмиприя ежедневно обходили священный холм Говардхану и поклонялись Кришне.[2]

Вскоре, Харидаса Пандит повелел Шачи отправится в Пури и проповедовать там учение Чайтаньи и вриндаванских госвами.[1] Там она восстановила дом Сарвабхаумы Бхаттачарьи и установила в нём поклонение божествам Радхи-Кришны, которые она ранее получила от джайпурского брахмана.[2] Каждый день она давала лекции по «Бхагавата-пуране», которые пользовались огромной популярностью и привлекали слушателей с нескольких километров вокруг.[2]

Однажды, день фестиваля Ганга-сагара-мела, Шачи, жившая в Пури, захотела совершить омовение в Ганге. Согласно легенде, в ту же ночь от стоп божества Джаганнатхи потекла вода Ганги по направлению к ашраму Шачи.[2] Войдя в Гангу, Шачи поплыла к Джаганнатхе внутрь храма.[2] Отперев на следующее утро храмовые двери, пуджари были удивлены, обнаружив там женщину.[2] Приняв её за вора, они заключили её в тюрьму.[2] В ту же ночь, Джаганнатха явился во сне одновременно царю Пури Мукундадеве и главному пуджари.[2] Он приказал им немедленно освободить Шачи и стать её учениками.[2] На следующий день, Мукундадева приказал выпустить Шачи на свободу и принял у неё духовное посвящение.[2] Вдохновлённый правитель Пури также призвал всех своих друзей, родственников и подданых стать учениками Шачи.[1] С этого дня Шачи стала известна под именем «Гангамата Госвамини».[2]

Примечания

  1. ↑ Gangamata Goswamini (англ.) // Phyllis G. Jestice Holy People of the World: A Cross-Cultural Encyclopedia. — ABC-CLIO, 2004. — Т. 3. — С. 292. — ISBN 1576073556.
  2. ↑ The Gaudiya Vaisnava samadhis in Vrndavana. — 1993. — P. 78-79. — 193 p.

Гангамата Госвамини.