Bashskaz.ru

Стародедовский ресурс

Иблис


Ислам


Столпы Ислама

Шахада  · Молитва · Пост
Милостыня  · Паломничество

Вероубеждение

Аллах · Ангелы  · Пророки
Свящ. Писания · Судный день
Предопределение судьбы

История и представители

Мухаммед · Халифы
Сподвижники · 12 имамов

Основные течения

Суннизм · Шиизм · Исмаилизм
Ибадизм · Салафизм · Суфизм

Книги и законы

Коран · Сунна · Сира
Шариат · Фикх · Мазхабы

Культура и общество

Демография · Брак · Женщины
Имена · Искусство · Мечети
Календарь · Праздники
Философия · Калам

См. также

Глоссарий · Исламоведение
Единобожие · Эсхатология
Критика · Люди Писания

Портал:Ислам

р

Шайтан (араб. شيطان‎‎, абджадия — 370) — в исламе злой дух, демон, дьявол, неверный из числа джиннов.

Содержание

Этимология имён

Шайтан (араб. شيطان‎‎) — произошло от древнесемитского «сатан» — «противник». Его имя Иблис (араб. إبليس‎‎) может быть производным от арабского произношения корня balasa بَلَسَ, означающего «он безнадёжный»; поэтому лингвистическим значением слова Иблис может быть «тот, кто причиняет безысходность/отчаяние».[1] Другие источники утверждают, что слово происходит от греческого «Διαβολος» — «лукавый», «клеветник».[2] Есть и другие имена у шайтана:[3]

  • Васвас (араб. الوسوس‎‎) — наущающий (плохие мысли), искушающий.
  • Кафир (араб. الكافر‎‎) — неверный, неблагодарный.
  • Марид (араб. ‎‎) — бунтовщик, непокорный, восставший (против Бога)
  • Раджим (араб. ‎‎) — проклятый, побиваемый камнями.
  • Сагир (араб. ‎‎) — разжигающий пламя
  • Фатин (араб. ‎‎) — смутьян
  • Ханнас (араб. ‎‎) — исчезающий при упоминании Аллаха.
  • Ханзаб (араб. ‎‎) —
  • аль-Вальхан (араб. ‎‎) —
  • аль-А'вар (араб. ‎‎) —
  • Дасим (араб. ‎‎) —
  • Залянбур (араб. ‎‎) —
  • Мисват (араб. ‎‎) —
  • Хаффаф (араб. ‎‎) —
  • Мурра (араб. ‎‎) —
  • аль-Музхиб (араб. ‎‎) —
  • аль-Акнас (араб. ‎‎) —
  • Хамм (араб. ‎‎) —
  • Карур (араб. ‎‎) —
  • Таиф (араб. ‎‎) —
  • Малун (араб. ‎‎) —
  • Мазум (араб. ‎‎) —
  • Мадхур (араб. ‎‎) —
  • Макзу (араб. ‎‎) —
  • Кафр (араб. ‎‎) —
  • Хазул (араб. ‎‎) —
  • Адувв (араб. ‎‎) —
  • Мудилл (араб. ‎‎) —

Опасен ли Шайтан для человека

Из С.15, ст.29 Корана, отчетливо следует - Аллах (Бог) возвысил человека над всеми творениями, включая ангелов и джинов, т.к. :

  • вдохнул в него от "Духа своего"
  • повелел всем преклонить колени пред самым совершенным творением Своим - человеком.

Но человек смертен. Смертен его мозг. Вечен лишь Дух, вдохнутый Богом.

Из С.14, ст.22 Корана, отчетливо следует - Сатана (Шайтан) не имеет власти над Духом человека. Дух всецело в ведении Бога, вдохнувшего его от Себя.

Только игнорируя своё духовное начало, руководствуясь разумом (который не может постичь духовное), и таким образом поддавшийся на аргументы Сатаны, т.е. отозвавшийся на зов Сатаны человек становится на путь грехопадения, что влечет за собой и всё прочее Зло.

В то же время человеку, который избавился от диктата телесного мозга, который не разумом, а Духом постигает Духовное, Сатана (Шайтан) не страшен и не опасен.

Происхождение

В отличие от христианских традиций, кораническое наименование Иблиса в значении «джинн» предпочтительней, чем «ангел». Этот джинн создан из огня и в исламской традиции имеет свободную волю. В исламе ангелы являются как посыльные, не обладающие свободой воли (точнее будет: существа без страстей).

Иблис обладал силой, близкой к ангельской по исламской концепции Бога, будучи когда-то набожным и скромным джинном. Когда Бог приказал всем ангелам преклониться перед Адамом, Иблис, наполненный гордости, ревниво отказался повиноваться приказу Бога ввиду того, что считал Адама низшим созданием.

«Сказал же Бог: „О Иблис, что удержало тебя от поклонения тому, что Я создал Своими руками?“... Он сказал: „Я лучше него: Ты создал меня из огня, а его создал из глины“» (Коран(смысловой перевод), сура Сад 38:75-76)

Иблис попросил Всевышнего Аллаха, чтобы Он позволил ему жить свободно до дня Суда. Бог принял просьбу Иблиса и гарантировал наказание Иблису и его последователям в виде адского огня. Бог, чтобы испытать человечество и джиннов, позволил Иблису бродить по земле и пытаться совращать других.

«Сказал же Бог: „Так уходи же из рая, будь побиваем камнями, и, воистину, над тобой [будет тяготеть] проклятие до Судного Дня“. Сказал [Иблис]: „Господи! Так дай мне отсрочку до того дня, когда люди будут воскрешены“. Бог ответил: „Воистину, тебе дана отсрочка до дня, наступления которого определено“. [Иблис] сказал: „Господи! За то, что ты свел меня с пути истины, я [исхитрюсь] приукрасить [все дурное] на земле и непременно совращу всех Твоих рабов“» (Коран (смысловой перевод), сура Аль-Хиджр, 15:34-39)

Христианские источники истории с «Иблисом». Это так называемое «Евангелие от Варфоломея».

«И Варфоломей поднялся и сказал сатане:

Иди в своё место вместе со своими ангелами, Господь имеет жалость ко всему своему миру.
Но сатана говорит: — Дай мне ещё рассказать тебе, как я был брошен сюда и как Бог сотворил человека. Я странствую (скитаюсь, брожу) по всему миру. Бог сказал Михаилу: Принеси мне землю от четырёх концов мира, и воду из четырёх рек. И когда Михаил Ему это приготовил, образовал Он на востоке Адама, сформировал он бесформенную землю и сжал, и всё гармонично соединил. И оказал Он ему почитание (уважение) в его собственной воле, так как он был Его собственный образ (изображение). Также об этом попросил Он Михаила.
Но когда я пришёл перед концом мира, сказал мне Михаил: Поклонись изображению Божьему, который Он сотворил по своему образу.
Но я заявил — я есть огонь от огня, я сотворён был, как первый Ангел и я должен глине и материи поклоняться? Тогда говорит мне Михаил: — Поклонись, при этом Бог не прогневается на тебя! Я ответил — Господь не прогневается на меня, но я свой трон напротив Его трона воздвигну и буду, как Он. Тогда прогневался на меня Бог и бросил меня вниз, после этого оставил он выходы неба открытыми».

Изображение

Иблис пытается развратить людей через искушение и через лживые предложения. Во время судного дня Иблис будет послан в Джаханнам (Ад) вместе с «Соратниками огня». Мусульмане уверены в том, что через Ислам те, кто успешно следует по праведному пути, будут вознаграждены и отправлены в Джаннат (Рай).

Коран не изображает Иблиса как врага Бога, поскольку Бог является высшим над всеми своими созданиями, а Иблис — лишь одно из них. Обычно одинаковая вера и в исламе, и в христианстве — это то, что существование зла в личных жизнях людей в итоге вызвано проделками дьявола.[4]

Иблис чаще упоминается в Коране как «Шайтан» — общий термин, который также используется при обращении ко всему духовному в связи с Иблисом. Иблис упомянут по имени 11 раз, тогда как Шайтан упомянут 87 раз.

Примечания

  1. Iblis
  2. Online Etymology Dictionary
  3. Шайтан // Исламский энциклопедический словарь. — М.: Ансар, 2007.. — С.847—848
  4. Iblis

См. также

Литература

  • Доктор Умар Сулейман аль-Ашкар Мир джиннов и шайтанов. — Казань, 2008. — (Исламское воззрение в свете Корана и Сунны).

Ссылки

Иблис.