Bashskaz.ru

Стародедовский ресурс

Нарахари Саракара
Нарахари Саракара Тхакур
Narahari Sarakāra Ṭhākura
Рождение:

конец XV века
Шрикханда, Бенгалия (ныне в округе Бардхаман, Западная Бенгалия)

Смерть:

середина XVI века
Радхакунда (ныне в округе Матхура, Уттар-Прадеш)

Почитается:

в гаудия-вайшнавизме

День памяти:

1 декабря (в 2010 году)
21 ноября (в 2011 году)

Нарахари́ Сарака́ра Тхаку́р (Narahari Sarakāra Ṭhākura IAST) — кришнаитский поэт и святой, живший в Бенгалии в конце XV — первой половине XVI века. Был одним из наиболее влиятельных проповедников и поэтов поколения Чайтаньи.[1] Бхактиведанта Нараяна Госвами сказал о нём: «Нарахари сложил множество нектарных песен, переполненных сладчайшей преданностью».[2]

Ещё до встречи с Чайтаньей, Нарахари Саракара написал много песен на санскрите и бенгали об играх Радхи и Кришны.[2] Позднее, Нарахари Саракара и Гададхара Пандит постоянно находились возле Чайтаньи и служили ему.[2] Нарахари обычно обмахивал Чайтанью чамарой или веером из павлиньих перьев.[2] Бхактивинода Тхакур прославил это в своём бхаджане «Гаура-арати», который ныне ежедневно исполняется во время вечерних богослужений в храмах Международного общества сознания Кришны.[2]

Семья Нарахари Саракары состояла из возвышенных вайшнавов.[2] Под её влиянием все жители родной деревни Нарахари, Шрикханды, стали последователями Чайтаньи.[2] Описывается, что Шрикханда превратилась в «ветвь древа желаний любви к Богу» и со времён Чайтаньи стала проповедническим центром гаудия-вайшнавизма.[2] Описывается, как однажды Нитьянанда пришёл в Шрикханду и попросил у Нарахари Саракары мёда.[2] Мистическим образом, Нарахари превратил горшок воды в сладчайший мёд и угостил им Нитьянанду.[2]

Согласно гаудия-вайшнавскому богословию, Нарахари вечно служит Радхе и Кришне в качестве Мадхумати — гопи, приносящей Радхе-Кришне и их спутникам вкуснейший мёд.[2] В «Чайтанья-мангале» говорится: «Само существование Шри Нарахари Саракары было наполнено премой Радхи-Кришны. Никто не в состоянии измерить глубину его преданности и чистой любви к Радхе и Кришне. Во Врадже он — дорогая сакхи Радхи, Мадхумати (хранилище сладости). А в Гауранга-лиле он — Нарахари, хранилище премы Радхи-Кришны».[2]

Сыном Нарахари Саракары был Мукунда Даса, а внуком — Рагхунандана Тхакур. Наиболее известным учеником Рагхунанданы был Лочана Даса.[2] Самадхи Мукунды, хотя к нему и нет доступа, находится в Радха-кунде.[2]

Нарахари Саракары является автором таких книг, как «Падакалпатару» и «Кришна-бхаджанамрита», в которых содержатся красивые бхаджаны, прославляющие Чайтанью и Нитьянанду.[2] В «Кришна-бхаджанамрите» Нарахари Саракара учит, как надлежащим образом поклоняться Кришне и Чайтанье.[2]

Книги

  • Narahari Sarakāra Ṭhākura Śrī Kṛṣṇa-bhajanāmṛta / Translated by Bhānu Svāmī. — 64 p.

Примечания

  1. Hinduism: new essays in the history of religions. — Brill, 1976. — Т. 33. — P. 50. — 231 p. — (Studies in the history of religions). — ISBN 9004044957
  2. ↑ The Gaudiya Vaisnava samadhis in Vrndavana. — 1993. — P. 115-116. — 193 p.

Литература

Нарахари Саракара.