Bashskaz.ru

Стародедовский ресурс

Чайтанья-чаритамрита

Статья по тематике
Литература индуизма

Риг · Яджур · Сама · Атхарва
Деление
Самхиты · Брахманы · Араньяки · Упанишады

Айтарея · Брихадараньяка · Иша · Тайттирия · Чхандогья · Кена · Мундака · Мандукья · Катха · Прашна · Шветашватара

Шикша · Чхандас · Вьякарана · Нирукта · Джьотиша · Калпа

Махабхарата · Рамаяна

Бхагавата · Брахмавайварта · Ваю · Вишну · Маркандея · Нарада · Падма

Смрити · Шрути · Бхагавад-гита · Агама · Панчаратра · Тантры · Кавача · Сутры · Стотры · Дхарма-шастры · Дивья-прабандха · Теварам · Чайтанья-чаритамрита · Рамачаритаманаса · Йога-Васиштха

Портал «Индуизм»

п·о·р

«Чайта́нья-чарита́мрита» (Caitanya-caritāmṛta IAST) — агиография основоположника традиции гаудия-вайшнавизма Чайтаньи Махапрабху, подробно описывающая его жизнь и учение. Написана Кришнадасом Кавираджей в начале XVII века на бенгали, но также включает в себя много текстов на санскрите.

Содержит в себе истории из жизни Чайтаньи Махапрабху и философские беседы, в которых обстоятельно описывается бхакти-йога и уделяется особое внимание санкиртане — публичному воспеванию имён Кришны в виде Харе Кришна мантры.

По широте охватываемого материала и по художественным достоинствам биография не имеет себе равных в средневековой бенгальской литературе. Основную задачу биографии автор видел в изложении и пропаганде идей бенгальского вайшнавизма и бхакти. С этой целью он широко привлекает религиозно-философскую литературу (число цитируемых источников превышает 60).

Является одним из основных священных писаний кришнаитов, которые ставят его в один ряд с такими классическими индуистскими текстами, как «Бхагавата-пурана» и «Бхагавад-гита». Бхактисиддханта Сарасвати говорил о «Чайтанье-чаритамрите» следующее:

Если бы все книги на свете вдруг исчезли и на земле остались бы только «Шримад-Бхагаватам» и «Чайтанья-чаритамрита», люди всё равно смогли бы достичь своего высшего предназначения. И даже если бы исчезла «Шримад-Бхагаватам Пурана», но осталась «Чайтанья-чаритамрита», в этом тоже не было бы большой потери для человечества, потому что в последней явлено то, что скрыто в первой. Высшая Абсолютная Истина — Шри Чайтанья Махапрабху, образ Которого есть божественное единение Радхи и Кришны. «Чайтанья-чаритамрита» есть Его звуковое воплощение. Можно ли после этого усомниться в духовном величии этого трансцендентного произведения?

Содержание

Содержание

«Чайтанья-чаритамрита» разделена на три части:

  1. Ади-лила
  2. Мадхья-лила
  3. Антья-лила

Каждая часть описывает определённый период жизни Чайтаньи Махапрабху:

Ади-лила

«Ади-лила» даёт богословское объяснение личности Чайтаньи как аватары Кришны в умонастроении Радхарани (объединённая аватара Радхи и Кришны в одном лице), описывает его ближайших спутников в детстве и их происхождение и заканчивается кратким описанием раннего периода жизни Чайтаньи до принятия им санньясы (отречённого образа жизни).[1]

Мадхья-лила

«Мадхья-лила» подробно описывает деяния Чайтаньи Махапрабху после принятия им санньясы. В течение шести лет, описанных в «Мадхья-лиле», Чайтанья передает учение, с которым пришёл, главным из своих последователей — Рупе Госвами и Санатане Госвами. Там также содержится жизнеописание Мадхавендра Пури, философский диспут с учёным-последователем адвайта-веданты Сарвабхаумой Бхаттачарьей (в котором Чайтанья объявляет о превосходстве бхакти над безличностной адвайтой), описание паломничества Чайтаньи в Южную Индию, описания повседневной деятельности Чайтаньи и его последователей и их участие в ежегодном празднике колесниц Ратха-ятра в Пури (Орисса).[2]

Антья-лила

В «Антья-лиле» содержится описание религиозных пьес написанных Рупой Госвами, деятельность различных последователей Чайтаньи и их взаимоотношения, в частности описываются взаимоотношения Чайтаньи с Рагхунатхой Дасой Госвами и Джагаданандой Пандитом. Там же подробно описываются последние годы жизни Чайтаньи в Джаганнатха-Пури, где он постоянно испытывал всёвозрастающее экстатическое чувство разлуки с Кришной (випраламбха-бхава). В конце «Антья-лилы» содержится описание Шикшаштаки — восьми основных наставлений Чайтаньи, написанных им самим.

История написания «Чайтанья-чаритамриты»

Автор «Чайтанья-чаритамриты» — Кришнадаса Кавираджа, никогда лично не встречал Чайтанью. Описанные в ней события основаны на воспоминаниях духовного учителя Кришнадасы Кавираджа — Рагхунатхи Дасы Госвами (14941586), который был одним из наиболее приближённых учеников Чайтаньи.

В составлении «Чайтаньи-чаритамриты» Кришнадаса Кавираджа также использовал дневники Мурари Гупты и Сварупы Дамодары, которые были близкими спутниками и личными секретарями Чайтаньи.

Кришнадаса Кавираджа взялся за написание «Чайтанья-чаритамриты» в очень преклонном возрасте по просьбе вайшнавов Вриндавана, которые попросили его составить жизнеописание Чайтаньи Махапрабху. Хотя уже существовала обстоятельная биография Чайтаньи написанная Вриндаваной Дасой Тхакуром под названием «Чайтанья-бхагавата», последние годы жизни Чайтаньи не были подробно описаны в ней.

«Чайтанья-чаритамрита» широко копировалась и распространялась среди вайшнавских обществ Бенгалии и Ориссы XVII века. Это было результатом проповеди трёх вайшнавских проповедников по имени Нароттама Даса, Шьямананда и Шриниваса которые были обучены Дживой Госвами и самим Кришнадасом Кавираджей. В XVIII веке, однако, копии «Чайтанья-чаритамриты» уже было сложно найти. Бхактивинода Тхакура упоминает в своей автобиографии, что у него ушло несколько лет на поиск «Чайтанья-чаритамриты». Впоследствии, Бхактивинода Тхакур издал её вместе со своим комментарием «Амрита-праваха». После его смерти, его сын Бимала Прасада (позднее получивший известность как Бхактисиддханта Сарасвати) в свою очередь написал комментарий «Анубхашья» и повторно издал «Чайтанья-чаритамриту» большим тиражом.

Современные издания

Обложка русского издания «Чайтаньи-чаритамриты» в переводе и с комментариями Бхактиведанты Свами Прабхупады.

В 1974 году ученик Бхактисиддханты Сарасвати — Бхактиведанта Свами Прабхупада перевёл и опубликовал «Чайтанья-чаритамриту» в 17-ти томах со своими комментариями, основанными на комментариях «Амрита-праваха» Бхактисиддханты Сарасвати и комментариях «Анубхашья» Бхактивиноды Тхакура. Это издание было переведено на многие языки и широко распространено по всему миру. Оно является самым известным изданием «Чайтанья-чаритамриты» на сегодняшний день.

См. также

Примечания

  1. Шри Чайтанья-чаритамрита Ади-лила
  2. Шри Чайтанья-чаритамрита Мадхья-лила

Литература

  • "Interview With Shrivatsa Goswami", in Steven J. Gelberg, Hare Krishna, Hare Krishna: Five Distinguished Scholars on the Krishna Movement in the West, Harvey Cox, Larry D. Shinn, Thomas J. Hopkins, A.L. Basham, Shrivatsa Goswami, New York: Grove Press, pp. 196-258, http://books.google.com/books?id=rcgFRgAACAAJ> 

Ссылки

Чайтанья-чаритамрита.